Уже никого не удивляют новости об отзывах лицензий у банков. В 2015 году прекратили свою деятельность порядка 67 банков, 58 из них – по решению Банка России. Почти по всем делам о банкротстве кредитных организаций подавались иски о привлечении топ-менеджеров к субсидиарной ответственности, но зачастую руководству и бенефициарам удается уйти от ответственности.
Отзыв лицензий у негосударственных пенсионных фондов (НПФ) уже тоже не новость. За 4 года около 20 НПФ прекратили свою деятельность, 3 из них признаны банкротами.
В сентябре 2015 г. признаны несостоятельным (банкротом) и аннулированы лицензии у НПФ «Солнечное время», состоящую из 7 НПФ, принадлежащих А. Мотылеву. Банк России обязан компенсировать номинал страховых взносов на счетах НПФ, и банкротство может обойтись не менее 40-50 млрд рублей.
Сейчас в стране работают около 120 НПФ. Если отзывается лицензия у НПФ, все пенсионные накопления с учетом инвестиционного дохода, как и реестры застрахованных лиц, должны быть переданы этим фондом в ПФ России, т.е. страховщиком по накопительной части пенсии у клиентов этого НПФ становится государственный Пенсионный фонд.
Конституционный суд РФ подтверждает, что, несмотря на то, что деньги будущих пенсионеров передаются коммерческим структурам и по закону становятся их собственностью, ответственность за обеспечение людей пенсиями несет государство, поскольку это составная часть обязательного страхования.