С 2000г. 14 налогов, установленных НК РФ, дополнились 50 обязательными неналоговыми платежами, совокупный размер их достиг 1 % ВВП.
Группа ученых-юристов ВШЭ, опираясь на Конституцию, пришла к выводам:
— Размер налогов и порядок их установления должен быть разумным и предсказуемым, а все предпринимаемые государством в налоговой сфере меры не могут переходить в область произвольной конфискации.
— Конституционные полномочия органов власти по установлению налогов следует толковать как их обязанность по принципу «что не разрешено, то запрещено», т.е. у налогоплательщика есть право не платить налоги и сборы, не соответствующие конституционным критериям.
— Нововведения вроде сборов на капитальный ремонт или по системе «Платон» содержат все признаки налоговых платежей, но в первом случае деньги не попадают в бюджет, а во втором не установлено ни одного существенного элемента обложения, определенного НК РФ.
— Не соблюдается принцип налогового федерализма: с 2000 по 2015 год доля федерального бюджета в общей системе страны выросла с 49 до 67%.
— Гражданское общество и само по себе способно устанавливать налоги и контролировать их использование государством.